«А в общем, надо просто помнить долг от первого мгновенья до последнего».
«А в общем, надо просто помнить долг от первого мгновенья до последнего».
(Р. Рождественский)
Автор: Мамбетова Софья, 11Д
Почти 50 лет назад советский народ впервые увидел на экранах телефильм, которому суждено было обрести широкую известность. Аудитория, просмотревшая все 12 серий этого фильма в премьерные дни, по разным оценкам варьируется от 50 до 80 млн. зрителей, а повторный показ состоялся всего через три месяца. Главный герой сразу стал всеобщим любимцем и практически мгновенно оказался персонажем огромного количества анекдотов, которые рассказывают друг другу жители нашей страны до сих пор. Речь, конечно же, о телефильме «Семнадцать мгновений весны», снятом по одноименному роману советского писателя Юлиана Семёновича Семёнова и срежиссированном Татьяной Михайловной Лиозновой.
Телевизионный фильм чётко придерживается событийной канвы оригинала, во время просмотра можно вести пальцем по строчкам из книги и станет ясно, что актеры повторяют большинство реплик слово в слово. Эта особенность объясняется очень просто, сценарист фильма – сам Юлиан Семёнов. Вероятно поэтому картина имела такой успех у зрителей. Текст не переписывали для экранов, не пытались сделать его более зрелищным, не гнались за созданием ощущения «стремительности» происходящего, напротив, повествование сохранило неспешный темп и серьезность оригинального произведения. Я считаю, что это было верным решением, потому что темы, затрагиваемые в романе, требуют вдумчивого и осторожного обращения, ни в коем случае нельзя подавать их «играючи». «Семнадцать мгновений весны» любят не за наполненность действиями, а за глубокий смысл и за продуманных, многогранных героев.
Мне, как и многим, больше всех полюбился именно главный герой – Максим Максимович Исаев, советский разведчик, работающий в центральном аппарате СД и известный там как штандартенфюрер Макс Отто фон Штирлиц. В телефильме его роль исполняет Вячеслав Васильевич Тихонов. Именно внешность этого талантливого актера представляется большинству людей, когда они слышат фамилию Штирлиц. И это совсем неудивительно, ведь Тихонов идеально подходит на эту роль серьезного, рассудительного и самоотверженного персонажа, который даже в самых тяжелых ситуациях сохраняет хладнокровие. При этом, он, благодаря стараниям актера, вовсе не создает впечатление безразличного к происходящему человека. В этом мне видится главная заслуга Вячеслава Тихонова, ведь если в книге автор может с помощью ремарок описать внутренние переживания Исаева, то в фильме чувства героя необходимо показать, и исполнителю роли это удается в совершенстве. В самые напряженные, в самые трагичные моменты зритель может не заметить явного проявления чувств Штирлицом, но он несомненно ощутит их и будет всем сердцем сопереживать ему и бояться за него. Вот почему такой, казалось бы, неспешный, даже медлительный, политический детектив вызывает у смотрящего искренние эмоции. Мы словно проживаем все эти «семнадцать мгновений» вместе с героями, мы через экран чувствуем обстановку последних дней Отечественной войны, и, когда жизнь героев в фильме внезапно обрывается, мы испытываем такую горечь, будто это был не персонаж выдуманной истории, а близкий нам человек.
Важной частью телефильма является и его музыкальная тема, композитором которой стал Микаэл Леонович Таривердиев, а автором слов песен – поэт Роберт Иванович Рождественский. Вместе они написали для фильма 12 песен, по одной на каждую серию, однако в законченную версию вошли только две: «Мгновения» и «Песня о далёкой Родине». Авторы посчитали, что не стоит использовать весь материал, и их вполне можно понять, ведь это не мюзикл. Две песни, выбранные ими для итоговой версии, я считаю наиболее подходящими к сюжету картины. Первая была исполнена Иосифом Давыдовичем Кобзоном, вторая – Муслимом Магометовичем Магомаевым. «Мгновения» — композиция, проникнутая героическим пафосом, и только словом «героизм» можно назвать как работу Исаева-Штирлица, так и труд всего советского народа в военные годы. «Песнь о далекой Родине» же объединила в себе возвышенное чувство любви к Отчизне и невероятную тяжелую тоску по родным краям. Композиция трогает до глубины души, и при ее прослушивании я всегда очень остро ощущаю это чувство разлуки, которое переживали разведчики, радисты и многие другие люди, работающие в тылу врага и кующие день за днем великую победу. Два проникновенных величественных баритона Кобзона и Магомаева производят неизгладимое впечатление и заставляют глубоко прочувствовать исполняемые ими песни. В целом, музыкальная тема не только идеально подходит телефильму, но и дополняет и продолжает идеи романа, полностью сочетаясь с его атмосферой.
Все эти и многие другие детали, от костюмов до антуражей, в совокупности образуют поистине великий фильм, который вошел в историю навсегда. Но даже так, он нравится далеко не всем. Моя мама, например, не может смотреть его и вовсе не потому, что он плох. «Семнадцать мгновений весны» изображает хронику войны настолько напряженно и эмоционально, что ей невероятно трудно вынести это морально. Война – это серьезно, война – это невероятно страшно, война – это неописуемо тяжело, не только для участников, но и для всех нас. И я в полной мере ощутила это при просмотре телевизионного фильма. Наблюдать за тем, как Штирлиц выполняет своё задание, конечно, интересно, но на протяжении всех 12 серий меня не покидало чувство печали и скорби по всем реальным людям, погибшим в самой кровопролитной и масштабной войне в истории. Даже если при просмотре не задумываться об этом намеренно, все эти мысли всё равно подсознательно будут тревожить зрителя. Когда закончилась последняя серия, я еще некоторое время просто сидела в полной тишине, погруженная в тяжелые размышления о судьбах миллионов людей, которых затронуло оно, это страшное слово «война». Именно эти переживания и мысли подтолкнули меня прочесть и оригинальный роман. Повторное проживание всех событий, всех этих мгновений было ничуть не менее эмоциональным. Да и, пожалуй, прожив их хоть сто раз, хоть тысячу, никогда не получится остаться равнодушной, настолько сильный эмоциональный отклик вызывает эта история.
И каким бы увлекательным не был остросюжетный политический детектив о самоотверженном советском разведчике в тылу врага, очень хочется, чтобы у писателей и режиссёров больше никогда не было новых реальных историй, на основе которых можно писать такие детективы. Пускай Исаев-Штирлиц навсегда остается лишь данью памяти героям жестокой, но уже закончившейся войны. Пускай эти «семнадцать мгновений весны» никогда вновь не повторятся, и никто из нас никогда не проживет их по-настоящему.